slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3

Правила игры в Пул

Правила американского Пула

  Для многих любителей бильярда американский пул не кажется сложной игрой ввиду соотношения размеров шаров и луз. Казалось бы – чего проще загонять такие маленькие шарики в такие большие лузы. На самом деле, существует огромное количество разновидностей игры в пул со своими правилами. Правила игры в американский пул существенно усложняют игру, делая ее намного более интеллектуальной, чем может показаться на первый взгляд.
 
     Мы предлагаем ознакомиться с правилами игры в пул на примере трех самых популярных игр: «Восьмерки», «Девятки» и «пул 14+1».
 
  • Восьмерка, 8-ball>>>
    Восьмерка – пожалуй, самая популярная игра среди любителей американского пула. Правила восьмерки наименее сложные из всех игр в пул. Смысл игры в восьмерку – первым забить все шары своей группы (сплошные с номерами от 1 до 7 или полосатые с номерами от 9 до 15) после чего правильным ударом забить черный шар с номером 8. При этом игра ведется на заказ, то есть каждый игрок объявляет какой шар, в какую лузу он будет сыгрывать.
  • Девятка, 9-ball>>>
    Игра в девятку несколько сложнее восьмерки поскольку играется только девятью шарами с номерами от единицы до девятки и битком. Целью игры является правильное забивание шара с номером 9. При этом при выполнении любого удара биток должен вначале коснуться шара с наименьшим номером на столе. Игрок продолжает игру пока не забьет девятку. Правила игры в девятку допускают забивание девятки абриколем от шара с наименьшим номером, и игра приобретает определенную живость и интригу.
  • 14+1, пул с продолжением>>>
    Правила игры в 14+1 во многом схожи с правилами восьмерки. Отличия заключаются в следующем: игроку не требуется выбирать свою группу шаров – игра ведется по всем прицельным шарам. Каждый шар должен заказываться объявлением номера шара и лузы, в которую он будет сыгран. После того, как на столе останется два шара пирамида из 14 шаров выставляется на стол заново (при этом место первого шара в пирамиде остается незанятым). После установки пирамиды игрок забивает оставшийся 15-й шар и подбивает пирамиду для дальнейшей игры. Игра ведется до заранее оговоренного количества очков. На профессиональных соревнованиях и турнирах, обычно, надо набрать 150 очков.

"Восьмерка" - самая распространенная игра в пул.

     Простая, на первый взгляд, игра в «Восьмерку», если следовать установленным правилам игры становится весьма трудной и интересной даже, несмотря на широкие лузы и маленькие шары. Цель игры – первым забить шары своей группы (сплошные с номерами от 1 до 7 или полосатые с номерами от 9 до 15), после чего правильным ударом забить восьмерку (шар черного цвета с номером 8).
 
  • Перед началом игры, право первого удара
     Перед началом игры следует установить пирамиду шаров и разыграть право первого удара. Пирамида из шаров ставится вершиной на заднюю отметку стола. При этом шар с номером 8 ставится в центр пирамиды, а по углам основания пирамиды располагаются сплошной и полосатый шары. Право первого удара определяется по принятой во всем мире схеме: игроки берут два шара, одинакового размера и веса (обычно два битка или два сплошных шара) и располагают их по разные стороны от передней отметки, после чего одновременно выполняют удар с руки, посылая шары к заднему борту и обратно. Победителем считается игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту. При этом победитель имеет право, как сам разбить пирамиду, так и предоставить это право сопернику.
  • Игра в восьмерку ведется на заказ

     Игра в восьмерку ведется на заказ, то есть игрок перед ударом обязан сообщить какой шар, и в какую лузу он будет сыгрывать. При этом можно не объявлять очевидные прицельные шары и лузы. Однако, если соперник не уверен в деталях выполнения удара, то он имеет право спросить об этом играющего. Не считаются очевидными удары от бортов и удары «через шар» или комбинационные удары (удары шарами или от шаров) и в этом случае заказывается как прицельный шар, так и луза. Какие либо дополнительные подробности таких ударов сообщать не требуется. Все шары, которые были забиты неправильно, остаются в лузах независимо от принадлежности к группе играющего или соперника. Первый удар не заказывается, и, если при правильном начальном ударе в лузу падает один шар или несколько, то игрок получает право на следующий удар.

  • Разбой пирамиды
     Разбой пирамиды считается выполненным правильно, если после разбития в лузу падает хотя бы один прицельный шар или четыре прицельных шара касаются бортов. При неправильном разбое соперник вступает в игру и может принять сложившуюся позицию или повторно расставить шары и разбить пирамиду сам. Также он имеет право расставить шары в исходном порядке и предложить противнику провести разбой заново. Если при разбое пирамиды в лузу падает биток, то все забитые при этом шары остаются в лузах, игроку объявляется фол, а стол остается открытым. Соперник при этом производит удар с руки из дома. Также при ударе из дома, если прицельный шар находится в доме, наносить удар по ним можно только путем отражения битка от противоположного борта.
  • Выскакивание прицельных шаров за борт при разбитии считается нарушением, и соперник может либо принять сложившуюся позицию, либо провести удар с руки из дома. В случае, когда при разбое в лузу падает восьмерка, то игрок может выставить восьмерку на поле и продолжить игру, либо провести разбитие пирамиды заново. Однако, не на официальных соревнованиях если пирамида разбита правильно и в лузу падает восьмерка игроку присуждается победа, а если вместе с восьмеркой падает биток, то поражение.
  • Стол считают открытым, пока один из игроков не выберет свою группу шаров (полосатых или сплошных). Непосредственно после разбития пирамиды стол всегда считается открытым. При этом можно бить по сплошному шару, чтобы забить полосатый шар, и наоборот. При этом, если биток сперва касается восьмерки, то ни один забитый шар не засчитывается, все шары остаются в лузах, а для входящего в игру противника стол остается открытым.
  • Само разбитие не дает права выбора группы шаров, даже если какие-либо шары были забиты. Выбор группы определяется после того, как игрок выполнит правильный удар после разбития и положит шар в лузу. Правильным ударом считается удар, при котором биток сперва касается шара своей группы, а затем один из прицельных шаров падает в лузу либо доводится до борта. До касания легального шара биток может предварительно коснуться борта, но после этого должен упасть в лузу прицельный шар, либо сам биток или другой шар довестись до борта. За невыполнение этих требований налагается фол. После выбора шаров своей группы игрок продолжает игру до тех пор, пока у него получается забивать шары своей группы по правилам. Сыграв все шары своей группы, игрок имеет право сыграть восьмерку. При нарушении правил восьмерки одним из игроков происходит переход хода к сопернику, и соперник получает право играть с руки. То есть биток устанавливается в любой точке стола. Все шары, забитые неправильно (забитые с нарушением правил, или шары, забитые при несыгранном заказанном шаре)остаются в лузах.
  • Отыгрыш
     Интересен момент игры в восьмерку, именуемый «Отыгрыш». Исходя из своих соображений, игрок может принять решение сыграть прицельный шар, но при этом прервать свою серию ударов. Для этого до удара игрок должен объявить отыгрыш. Если отыгрыш не объявлен, то игрок обязан продолжить серию. Шары, упавшие в лузы при отыгрыше остаются в лузах.
Выскочившие за пределы стола шары выставляются обратно на поле на линию от задней отметки стола до короткого борта. Если вылетело несколько шаров, то шары выставляются по возрастанию номеров, начиная от задней отметки. Если на линии уже имеются шары, то выставляемые шары ставятся вплотную к ним, а если на линии находится биток, то с минимальным зазором. В случае вылета восьмерки, игроку засчитывается поражение в партии.
  • Заключительный удар – удар по восьмерке

     Удар по восьмерке выполняется в соответствии с правилами обычного удара. При этом, если при игре по восьмерке биток падает в лузу или восьмерка покидает пределы стола поражение не засчитывается, а вступающий в игру противник играет с руки. Игрок считается проигравшим если совершает одно из следующих нарушений:
     • восьмерка забита с нарушением правил;
     • восьмерка и последний шар своей группы забиты при выполнении одного удара;
     • во время игры восьмерка выскочила за борт;
     • восьмерка забита не в заказанную лузу;
     • восьмерка забита до того, как сыграны все шары своей группы.

     !!! Существует также немало дополнений, придуманных самими любителями бильярда к этой динамичной игре. Наиболее часто встречается такой вариант как:
     - сыгрывание восьмерки в лузу противоположную той, в которую был забит последний шар группы. Это не по правилам.
 

девятка - правила игры (9-ball)

     Игра в девятку своеобразна и интересна. Игра проходит с участием битка и девяти прицельных шаров с номерами от 1 до 9. Главной особенностью игры является то, что при любом ударе биток должен первым коснуться шара с наименьшим номером на поле. При этом не обязательно забивать шары по порядку номеров. Если биток первым касается шара с меньшим номером и в результате отскока забивает другой шар, то такой удар считается правильным и игрок продолжает игру. Игра идет до тех пор, пока один из игроков не забьет правильным ударом шар с номером 9. Серия ударов игрока продолжается до тех пор, пока он не совершит промах или нарушит правила. Соперник, входящий в игру после промаха партнер играет по ситуации на столе, но в случае нарушения правил он имеет право играть с руки, установив биток в любой точке стола. Игра ведется без заказа на заранее оговоренное количество выигранных партий.

 
  • Расстановка шаров
     Для начала игры шары расставляются в форме ромба с вершиной на задней отметке игрового поля. При этом шар с номером 1 располагается непосредственно на задней отметке, а шар с номером 9 ставится в центр ромба. Остальные шары ставятся в произвольном порядке. Право первого удара игроки разыгрывают по устоявшейся схеме: игроки одновременно наносят удар с руки из дома таким образом, чтобы биток отразился от противоположного борта и встал как можно ближе к борту, от которого производится удар. Розыгрыш выигрывается тем, чей биток оказался ближе к борту. Победитель розыгрыша имеет право произвести первый удар сам или предоставить это право сопернику.
  • Разбой пирамиды
     Первый, разбивающий удар по технике исполнения выполняется в соответствии с правилами, распространяющимися на любой другой удар. При этом есть существенные отличия: биток должен первым коснуться единицы и при этом забить какой-либо прицельный шар либо довести до бортов как минимум четыре прицельных шара. Если биток при этом падает в лузу или вылетает за пределы стола, то в игру вступает соперник, имеющий право играть с руки с любой точки стола. Возможен вариант вылета со стола одного из прицельных шаров. В этом случае прицельный шар (если это не девятка) не выставляется обратно на стол, а соперник вступает в игру и играет с руки с любого места стола.
Если игрок правильно выполнил первый удар и забил один из прицельных шаров, то он продолжает свою игру до промаха, или нарушения, или до победы в партии. Если правильным ударом забита девятка или один из игроков серьезно нарушает правила, то партия заканчивается.
  • «Пуш-аут» (push-out)
     Интересный момент связан с ударом, непосредственно следующим за начальным. Этот момент называется «пуш-аут» (push-out). Суть «пуш-аута» состоит в следующем: игрок, который выполняет удар сразу после первого удара, может переместить биток в любое положение на столе, руководствуясь своими соображениями по игре. При выполнении «пуш-аута» биток не обязан коснуться борта или шара с наименьшим номером. О выполнении «пуш-аута» игрок должен сообщить перед выполнением этого удара, иначе удар будет рассматриваться как обычный. Все шары (кроме девятки), которые были забиты при «пуш-ауте» не засчитываются и остаются в лузах. После «пуш-аута» в игру вступает соперник и получает право либо принять позицию на столе и продолжить игру, либо уступить право удара игроку, сыгравшему «пуш-аут». Стоит отметить, что если при разбивающем ударе биток упал в лузу, то вступающий в игру соперник права на «пуш-аут» уже не имеет.
  • В процессе игры
     Если игрок нарушает правила, то его серия ударов заканчивается, а все шары, которые были забиты неправильно, остаются в лузах (исключение – девятка, девятка выставляется). После нарушения входящий в игру соперник играет с руки с любой точки стола.
 
     При игре первое касание битка должно быть с шаром, имеющим наименьший номер, если это условие не выполняется, то удар считается неправильным. Также под неправильным ударом подразумевается удар, при котором ни один из шаров не был забит в лузу или когда после касания прицельного шара ни один из прицельных шаров или биток не дошли до борта.
 
     Выполняя удар с рук, игрок имеет право менять положение битка сколько угодно раз до нанесения удара. В случае, когда прицельные шары выскакивают за борт, игроку объявляется фол, а шары (за исключением девятки) не выставляются на стол. Девятка, в соответствии с правилами пула выставляется на заднюю отметку стола. Когда игрок нарушает правила в одной партии три раза подряд (без правильных промежуточных ударов) то ему засчитывается поражение. После второго нарушения судья обязан объявить предупреждение игроку.
  • Начало и конец партии
     Началом партии считается момент, когда биток при разбивающем ударе пересекает переднюю линию стола. Завершением партии считается правильно забитая девятка, либо поражение игрока вследствие фолов. Несколько результативных ударов, выполненных по правилам девятки, принято считать серией.

14 + 1 с продолжением (прямой пул)

  • 14+1, введение
     Игра 14+1 или пул с продолжением играется всеми шарами и на заказ. Перед ударом игрок обязан объявить прицельный шар и лузу, в которую он будет его играть. За каждый забитый по правилам шар игрок получает одно очко. После того, как забиты все шары кроме последнего, пирамида из 14 шаров выстраивается заново, и игрок продолжает игру. Победителем объявляется игрок, который быстрее наберет заранее определенное количество очков. Как правило, на официальных соревнованиях и чемпионатах устанавливается планка в 150 очков. Кроме этого в отличие от восьмерки или девятки правила игры в 14+1 позволяют играть командами.
  • Расстановка шаров
     Шары расставляются в стандартном порядке: биток – на переднюю линию, остальные шары собираются в пирамиду с вершиной на задней отметке стола. Внутри пирамиды расположение шаров не регламентировано. Право первого удара перед началом игры определяется по битку. Игроки наносят удар по одинаковым шарам, посылая их к дальнему короткому борту таким образом, чтобы биток отразился от борта и приблизился как можно больше к переднему борту. Победитель розыгрыша имеет право сам разбить пирамиду либо предоставить этот удар сопернику.

  • Разбой
     Разбивая пирамиду, игрок должен либо забить заказанный шар в лузу либо биток после касания пирамиды и как минимум два прицельных шара должны дойти до бортов. Невыполнение этих условий рассматривают как неправильное разбитие. При этом с игрока списывается два очка за каждое неправильное разбитие. Соперник при этом имеет право принять позицию на игровом поле, либо предложить партнеру заново расставить шары и провести повторное разбитие. Так продолжается до тех пор, пока соперник не согласится играть по позиции на столе, или пока не будет проведено разбитие по правилам пула с продолжением. При этом на неправильное разбитие не распространяется правило трех нарушений подряд. Особо стоит отметить следующий важный момент разбития – если выполняются условия правильности разбития, но биток вылетает со стола или падает в лузу, то игрок штрафуется на одно очко и для него начинается отсчет трех последовательных нарушений. Вступающий в игру соперник при такой ситуации играет с руки из дома.
  • Счет
     Каждый шар, забитый в соответствии с правилами приносит игроку одно очко и дает право продолжить свою серию ударов. Игрок может бить по любому из прицельных шаров на поле, но заказывая при этом и шар, и лузу. При заказе не требуется освещать подробности удара (касание других шаров, дуплеты, карамболи или абриколи) все эти удары разрешены. Если вместе с заказанным шаром в лузу падает другой шар или несколько шаров, то все они засчитываются.
  • В процессе игры
     Выполняя удар по прицельному шару, игрок должен позаботиться о том, чтобы после соударения битка с прицельным шаром один из шаров упал в лузу либо до борта был доведен сам биток, или другой прицельный шар. Иначе удар считается произведенным с нарушением. В случае, когда шар отстоит от борта на расстояние меньше чем диаметр шара, но не вплотную, то игрок может провести только два отыгрыша доведением этого шара до борта. Если оба отыгрыша произведены, то шар считается стоящим вплотную к борту, и в силу вступают требования к шарам на борту, а именно: удар по прицельному шару, расположенному вплотную к борту, должен завершиться:
     - падением одного из прицельных шаров в лузу; или
     - доведением битка до борта; или
     - доведением данного прицельного шара до другого борта (с которым он первоначально не находился в контакте); или
     - доведением до борта другого прицельного шара.
     Кстати, если игрок перед этим нарушил правила, то у него есть только один отыгрыш, а при следующем ударе ему придется учитывать требования к «шарам на борту». Аналогично обратной последовательности, когда игрок один раз отыгрался, а потом нарушил правила.
     Тонкая особенность: если у игрока уже имеется два нарушения, то требования «шара на борту» вступают для него  в силу немедленно и если игрок нарушает эти требования, то ему объявляется третий фол с последствиями в виде вычитания штрафных очков и вычитания по одному очку за каждый предыдущий фол. Шары после этого расставляются заново, и нарушитель разбивает пирамиду ударом с руки из дома.
     Как только забивается предпоследний (пятнадцатый) шар, игра останавливается, причем оставшиеся шары (биток и пятнадцатый) остаются на своих местах, а пирамида собирается заново. Место шара в вершине пирамиды при этом остается свободным. После расстановки игрок, на чьем ударе закончилась первая пирамида, продолжает игру. При этом игрок не обязан бить по пятнадцатому шару, а может произвести удар и по новой пирамиде. Возможные нестандартные комбинации (когда в лузу падают все шары, или когда один из оставшихся шаров мешает установке новой пирамиды) расстановки пирамиды приведены в таблице:
 
Биток располагается
В месте установки пирамиды
Не в месте установки пирамиды и не на передней отметке
На передней отметке*
15-ый шар располагается
В месте установки пирамиды
15-ый шар: ставится на заднюю отметку
Биток: ставится в дом
15-ый шар: ставится на переднюю отметку
Биток: остается на месте
15-ый шар: ставится на центральную отметку
Биток: остается на месте
В лузе
15-ый шар: ставится на заднюю отметку
Биток: ставится в дом
15-ый шар: ставится на заднюю отметку
Биток: остается на месте
15-ый шар: ставится на заднюю отметку
Биток: остается на месте
В доме, но не на передней отметке
15-ый шар: ставится на заднюю отметку
Биток: ставится на переднюю отметку
 
 
Не в доме и не в месте установки пирамиды
15-ый шар: ставится на месте
Биток: ставится в дом
 
 
На передней отметке*
15-ый шар: ставится на месте
Биток: ставится на центральную отметку
 
 
*То есть, мешает выставлению шара на передней отметке.
 
     Из тактических соображений игрок может объявить отыгрыш. Отыгрыш выполняется по правилам нанесения ударов в пуле, а после отыгрыша игрок прерывает свою серию. При этом все забитые шары не засчитываются и выставляются обратно на поле.
     Если игрок пытается каким-либо образом воздействовать на движущиеся шары, то он наказывается специальным фолом за умышленное нарушение. При этом с его счета списывают шестнадцать очков (одно очко как за обычный фол и пятнадцать дополнительных). Партнер, вступающий в игру после такого нарушения, может либо оставить позицию на поле и произвести удар с руки из-за передней линии, либо собрать пирамиду заново и предложить нарушителю провести разбитие.
     В случае, когда игрок вынужден выполнять удар с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка), а все прицельные шары находятся в доме, то он может потребовать выставления на заднюю отметку ближайшего к передней линии прицельного шара. Все шары, которые были забиты неправильно, выставляются на стол, штраф при этом не налагается. При этом, вылетевшие со стола прицельные шары выставляются со штрафом. При выскакивании за борт или падении в лузу битка партнер вступает в игру и производит удар с руки из-за передней линии. Если биток выскакивает при неправильно проведенном ударе, или если игрок при этом воздействовал на движущиеся шары, то штрафные последствия  - иные. Аналогично если при вылете битка уже вступило в силу правило трех нарушений подряд.
  • Штраф
     За каждый фол со счета игрока списывается одно очко, а входящий в игру соперник принимает сложившуюся на столе позицию. Исключение составляют: умышленные нарушения и три последовательных нарушения. Когда игрок совершает фол, то кроме списывания с него одного очка судья открывает счет количеству фолов. Если следующий удар игрок производит по всем правилам пула 14+1, то фол аннулируется. Если игрок второй раз подряд нарушает правила, то с него снимают еще одно очко и в протоколе делается отметка о двух фолах подряд. При третьем последовательном нарушении игрок штрафуется на пятнадцать очков, а все фолы игрока аннулируются. После трех нарушений подряд пирамида ставится заново, и виновный игрок производит разбитие по правилам первого удара. Следует подчеркнуть, что три последовательных нарушения должны быть совершены при трех последовательных подходах к столу.
 
     Запись счета ведется согласно забитым шарам и списанным в результате нарушений фолам. С прогрессивной системой штрафов счет может быть и со знаком минус.