slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3

Правила игры в Русский бильярд

Правила русского бильярда

   Общие правила пирамиды.

     Правила русского бильярда были опубликованы в 1947 году в книге «Биллиардный спорт» В. Гофмейстера.  В 1989 году была создана ВФБС (Всесоюзная Федерация Бильярдного Спорта) и, составленные председателем Всесоюзной коллегии судей Сараевым Н.А., правила игры претерпели некоторые изменения. В последнее время соревнования по русскому бильярду проводятся по различным правилам, которые составлены различными ассоциациями русского бильярда (ВФБС, МКП, МАБПК, МПЛРБ), аналогичная ситуация с правилами игры в русский бильярд складывается и в других странах, отдающих предпочтение именно русскому бильярду (СНГ, Швеция, Финляндия и т.д.).
 
     В общем виде во всех правилах русского бильярда присутствует два основных момента:
- общие правила игры в бильярд. Эти правила касаются моментов игры, общих для всех видов русской пирамиды. Например, правила для разбития, правила удара и пр.
- правила русского бильярда в зависимости от разновидности игры. Например, какой шар можно бить, а какой нельзя, подсчет очков и виды штрафов за нарушение и т.д.
  • Свободная пирамида (Американка). Примечательно, что даже начинающие игроки неосознанно придерживаются правил игры в «Американку», как в самую простую игру на русском бильярде.
  • Комбинированная пирамида (Московская или Сибирка). С ростом мастерства игра даже по правилам в «Американку» приедается, и игроки переходят к московской пирамиде («Сибирке»). Правила игры в московскую пирамиду уже существенно отличаются от «Американки» в более сложную сторону.
  • Динамическая пирамида (Невская). Следующая по сложности игра на русском бильярде – невская пирамида. Правила невской пирамиды заметно сложнее и ситуации на столе вызывают вопросы не только у любителей.
  • Классическая пирамида (до 71 очка). Венчает иерархию русской пирамиды такая игра как классическая пирамида. Правила классической пирамиды распространяются уже не только на моменты, присущие всем играм, но и на расстановку шаров в пирамиде. Это самая сложная игра, требующая не только умения забивать шары, но и обдумывать свои действия на несколько шагов вперед.
     В обычных бильярдных барах непрофессиональные игроки, как правило, играют в американку по упрощенным правилам. Часто выдумывая свои собственные дополнения и нюансы, например, американка с заказом шара или забивание «подставы» (шара, который застрял в створе лузы) только через шар и пр. В настоящих правилах «Американки» таких моментов, разумеется, нет, но такие любительские дополнения привносят определенный интерес в игру.

 Свободная пирамида

    Свободная пирамида, называемая также «Американкой» является самой распространенной игрой на русском бильярде особенно среди непрофессионалов. Атакующий стиль этой игры как нельзя лучше подходит для клубов и баров, в которых обычно и играют любители бильярда. Главным отличием американки от других игр является то, что битком может быть любой из шаров на поле. Можно бить «любым по любому» или, как обычно говорят «играть всеми шарами». При этом засчитываются забитые как «свои» (свояки) так и «чужие» шары. Цель игры – первым забить 8 шаров.

 
  • Розыгрыш права первого удара
     Розыгрыш права первого удара определяется самими игроками по подкату битка. То есть, оба игрока производят удар из дома, стараясь, чтобы после удара биток отразился от противоположного борта и остановился как можно ближе к борту, с которого производились удары. Чей биток окажется ближе к «своему» борту, тот игрок и начинает игру.
  • Расстановка шаров
     В начале партии шары расставляются в обычном порядке. А именно, пирамида из 15 шаров устанавливается с вершиной на задней отметке стола, а удар игрок производит «из дома» с любой точки. Несмотря на то, что в качестве битка может быть любой шар, первый удар производится цветным битком в соответствии с общими правилами русского бильярда. До того момента, как произошло касание битка наклейкой кия, биток можно перемещать в доме руками или кием.
  • Правильный "разбой"
     Мало просто разбить пирамиду. Ее надо разбить правильно. Правильно разбитой пирамида считается в случае если:
     - забит один из шаров; или
     - как минимум три шара коснулись бортов; или
     - бортов коснулись два шара, и один из прицельных шаров пересек центральную линию стола.
      Примечание. Если пирамида разбивается неправильно, то соперник может либо принять получившуюся позицию и продолжить игру, либо дать право нарушителю продолжать игру в сложившейся ситуации, либо расставить шары заново и самому разбить пирамиду, либо предложить сопернику повторить разбитие. В последних случаях после снятии штрафного шара пирамида строится заново, заполняясь от вершины к основанию, а нижняя линия шаров основания заполняется шарами от центра к краям.
      Примечание. В процессе игры игрок выбирает любой шар в качестве битка и бьет также по любому из шаров, находящихся на поле. В случае забития «своего» или «чужого» шара игрок продолжает игру. Заказывать шары (то есть объявлять какой именно шар, в какую лузу будет забит) не требуется. При этом, если в случае правильно сделанного удара забивается несколько шаров, то все они засчитываются.
  • Отыгрыш
     Существует набор правил, по которым определяется «правильность» ударов. В общем случае шар считается правильно сыгранным, если он забит в лузу, а если ни один из шаров не забит, то один из шаров на поле должен коснуться одного из бортов, а затем либо коснуться второго борта, либо довести до борта другой шар, либо коснуться шара, плотно стоящего у борта, или пересечь центральную линию стола, либо перевести через нее другой шар. Второе ограничение связано с центральной линией стола. Если шар пересекает центральную линию, то он должен коснуться борта, либо довести до борта другой шар, либо коснуться шара, который стоит вплотную к борту.
  • Счет
     За каждый, правильно забитый шар игрок получает одно очко. В случае нарушения правил сопернику прибавляется одно очко. При нарушении правил игрок может быть оштрафован на шар, в этом случае соперник снимает любой шар со стола и кладет на свою полку. Такой штрафной шар снимается после выставления неправильно сыгранных или выскочивших шаров. При игре любителей можно видеть обратную ситуацию -  в случае штрафа провинившийся снимает шар со своей полки и выставляет его на стол.
  • Штраф
     Штраф шаром налагается в случае нарушения следующих правил:
     - если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
     - при неправильном начальном ударе;
     - если следующий удар начинается до завершения предыдущего;
     - при неправильном ударе кием по битку;
     - при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола;
     - при запрещенном касании шаров;
     - при двойном ударе;
     - при пропихе (затягивании контакта наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В случае, когда биток стоит вплотную к прицельному шару необходимо произвести удар так, чтобы биток не «пошел» вслед за прицельным шаром, либо провести удар под углом не менее 45 градусов к линии центров обоих шаров);
     - при неправильно завершенном ударе;
     - при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт;
     - при замедленной игре;
     - при вмешательстве в игру соперника.
      Примечание. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений одновременно, штраф взимается в одинарном размере.
      Примечание. Неправильно сыгранные или вылетевшие шары выставляются обратно на стол на заднюю отметку. Если шаров несколько, то шары выставляются на линию от задней отметки к борту как можно ближе друг к другу. Как правило, непрофессиональные игроки выставляют шары «на борт», а не на линию.

Комбинированная пирамида

     Комбинированная пирамида, которую также называют «Сибирка» или «Московская пирамида» по правилам заметно отличается от «Американки». Игра ведется только одним шаром (битком). При сыгрывании битка («свояка») соперник снимает любой шар по своему выбору с поля и кладет его на полку забившего. Биток выставляется обратно на стол (в дом) для дальнейшей игры. Цель игры – первым набрать 8 забитых шаров.
  • Расстановка шаров
     Игра начинается с расставления шаров на поле. Расстановка стандартная – пирамида из 15 шаров ставится вершиной на задней отметке, а биток располагается в доме. Игрок, получивший право на первый удар производит разбитие пирамиды.
  • Право первого удара
   
     Право первого удара определяется розыгрышем. Игроки располагаются у коротких бортов и посылают шары к дальнему борту, стараясь, чтобы биток вернулся и встал как можно ближе к борту, от которого проводился удар (к переднему борту). Выигравший розыгрыш игрок, получает право выбора: разбить пирамиду самому или предоставить это сопернику.
Разбивая пирамиду, игрок наносит удар из дома, соблюдая при этом установленные правила разбития. То есть либо забить шар, либо чтобы после удара как минимум три шара коснулись бортов, либо чтобы один из прицельных шаров пересек центральную линию, а бортов коснулись два шара.
  • Если пирамида разбита неправильно
     Если пирамида разбита не по правилам, то соперник имеет право:
     - продолжить игру по ситуации на столе;
     - предложить нарушителю продолжить игру;
     - расставить пирамиду заново и разбить ее самому;
     - предложить нарушителю провести разбитие заново.
  • Игра
     Игра ведется только одним битком (отличным по цвету от других шаров, обычно красным или желтым), при этом сыгрывать можно как «своего» так и «чужого» шара. В случае забития битка соперник снимает со стола любой шар по своему выбору, а забивший получает право на удар битком из дома. Объявлять заказ, из которого явно следует какой шар в какую лузу будет сыгран - не требуется. При правильно произведенном ударе засчитываются также все шары, которые упали в лузы. Если ни один из шаров не был забит, происходит переход хода от одного игрока к другому. Также переход хода осуществляется в случае неправильно произведенного удара, вылета шаров или другого нарушения правил игры.
     За каждый забитый шар игроку засчитывается одно очко. При нарушении правил игры в комбинированную пирамиду очко добавляется к текущему счету соперника. Штрафные шары при нарушении правил соперник снимает со стола и кладет на свою полку. При этом снятие штрафного шара производится только после выставления всех забитых не по правилам или вылетевших шаров. Если при ударе биток покинул пределы стола, то соперник производит удар с руки из дома.
     За каждый правильно забитый в лузу шар игроку засчитывается одно очко. Правильно забитым считается шар, сыгранный в лузу в соответствии с правилами. Но, в комбинированной пирамиде, в силу того, что игра ведется одним шаром, заметную роль играет отыгрыш. То есть такой удар, когда не ставится цель забить шар. Игрокам следует придерживаться определенных правил при отыгрыше. В этом случае биток или прицельный шар должен коснуться борта и после этого коснуться другого борта, или заставить коснуться борта другой шар или задеть шар, стоящий вплотную к борту, или пересечь центральную линию стола, или заставить пересечь ее другой шар. Если при отыгрыше шар изначально пересекает центральную линию, то он должен коснуться борта, либо довести до борта другой шар, либо коснуться шара, который стоит вплотную к борту.
  • Штраф
     В случае нарушения правил к текущему счету соперника нарушителя прибавляется одно очко. Игрок может быть оштрафован на шар если он нарушит одно из следующих правил игры:
     - при ударе биток не задел ни одного из прицельных шаров;
     - игрок произвел начальный удар неправильно;
     - игрок начал следующий удар до завершения предыдущего;
     - произведен неправильный удар кием по битку;
     - при нанесении удара по битку игрок оторвал обе ноги от пола;
     - при запрещенном касании шаров;
     - при нанесении двойного удара;
     - игрок сделал удар пропихом (затянул контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В таком случае, когда биток стоит вплотную к прицельному шару необходимо произвести удар так, чтобы траектория движения битка не совпадала с траекторией прицельного шара, либо провести удар вразрез с линией центров соприкасающихся шаров под углом не менее 45 градусов);
     - при неправильно завершенном ударе;
     - при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт;
     - игрок намеренно замедляет игру;
     - игрок вмешивается в игру соперника.
      Примечание. За несколько одновременных нарушений игрок штрафуется только один раз.

Динамическая пирамида (Невская)

     Динамическую пирамиду иначе называют «Невская пирамида». Игра в «Невскую пирамиду» ведется также как и в «Сибирку» одним битком, но на этом сходство заканчивается. Главным отличием динамической пирамиды от других игр является то, что после сыгрывания «своего» шара (битка) сам же забивший убирает шар с игрового поля. Кроме этого биток для дальнейшей игры ставится не в «дом», а на любую точку поля. При этом забивать можно только прицельные (чужие) шары. Игра ведется до 8 забитых шаров.

 
  • Первоначальная расстановка шаров
     Первоначальная расстановка шаров для игры в «Невскую пирамиду» ничем не отличается от расстановки в любую другую разновидность бильярдной пирамиды. 15 шаров выстраиваются треугольником с вершиной на задней отметке стола. Первый удар производится битком из дома. Право нанесения первого удара (разбоя пирамиды) разыгрывается между соперниками следующим образом: игроки располагаются по разные стороны продольной линии стола (у короткого борта) и должны нанести удар по битку таким образом, чтобы он отразился от дальнего борта и встал к переднему борту (от которого наносится удар) ближе, чем биток соперника. Чей биток будет ближе к борту – тот и получает право разбить пирамиду.
 
  • При разбитии пирамиды

     При разбитии пирамиды также следует помнить о правилах разбития, которые заключаются в следующем: необходимо забить шар «с разбоя». Если шар не забит, то проверяется выполнение следующих правил: три и более шара коснулись бортов после удара. Минимальное количество шаров, которые должны коснуться бортов – два, но при этом один из шаров на поле должен пересечь центральную линию. Аналогично другим видам русской пирамиды после неправильного разбития соперник может принять сложившуюся позицию или перестроить пирамиду заново и разбить ее самому или заставить соперника разбить пирамиду заново. При переигрывании разбития снимается штрафной шар, и пирамида получается неполной. Строить ее при таком варианте необходимо от вершины, заполняя последний ряд от середины к краям.

   
  • В процессе игры
     При игре можно забивать как биток (свояк) так и чужой (прицельный) шар, при этом в случае падения в лузу битка сам забивший игрок снимает любой шар со стола и кладет на свою полку. После чего выполняет премиальный удар «с руки» из любой точки стола. При премиальном ударе засчитываются только чужие шары. Если при ударе в лузу падает биток, то такой шар не засчитывается и игрок не штрафуется, соперник при этом продолжает игру ударом «с руки» из любой точки стола. Объявлять заказ (указывать каким образом будет сыгрываться тот или иной шар), как и в других играх, не требуется. При правильно произведенном ударе засчитываются все, упавшие в лузы, шары.
     Любой удар в процессе игры в «Невскую пирамиду», кроме первого должен соответствовать определенным требованиям. Только в этом случае удар считается правильно выполненным. Удар считается произведенным в соответствии с правилами, если в результате удара забит шар. В случае, когда ни один шар не был забит в лузу, следует проверить правильность такого удара. Он должен удовлетворять таким требованиям как: один из шаров на столе в результате удара должен коснуться борта и после касания коснуться другого борта, либо вплотную стоящего к борту шара, либо задеть другой шар таким образом, чтобы он коснулся борта. В то же время допускается пересечение шаром центральной линии стола или воздействие на другой шар, чтобы он пересек центральную линию. Когда при ударе шар заведомо пересекает центральную линию, то после пересечения он обязан коснуться борта, либо шара, который стоит вплотную к борту либо сдвинуть другой шар до соприкосновения с бортом.
  • Штраф
     Каждый, правильно забитый в лузу шар дает игроку одно очко. Если один соперников нарушает правила, то к текущему счету оппонента прибавляется одно очко. В случае нарушения общих правил, принятых в русской пирамиде таких как:
     - биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров на поле;
     - неправильный начальный удар;
     - следующий удар начат игроком до завершения предыдущего;
     - неправильный удар кием по битку (удар должен производиться только наклейкой кия);
     - нанесение удара по битку с отрывом обеих ног от пола;
     - при запрещенном касании шаров;
     - двойной удар;
     - пропих (намеренное затягиване контакта наклейки кия с битком вплоть до соприкосновения битка с прицельным шаром. (В случае, когда биток стоит вплотную к прицельному шару для избежания пропиха необходимо произвести удар так, чтобы биток не «пошел» следом за прицельным шаром, либо провести удар под углом не менее 45 градусов к линии центров обоих шаров);
     - неправильно завершенный удар;
     - выскакивание битка или любого прицельного шара за борт;
     - затягивание игры;
     - вмешательство в игру соперника.
      Примечание. Соперник нарушителя имеет право снять и положить на свою полку любой шар по своему выбору, после чего продолжить игру по ситуации на поле или же продолжить игру со штрафного удара, расположив биток в любом месте стола. Забивать при этом можно только чужого шара.
      Примечание. Неправильно сыгранные шары выставляются по общим правилам русской пирамиды – на линию, соединяющую заднюю отметку с ближним коротким бортом. Если шаров несколько, то они выставляются максимально близко друг к другу, но без соприкосновения. Если выставить шары на линию мешают другие шары, то шары выставляют на линию от задней отметки до дальнего короткого борта.

Классическая пирамида

     Классическая русская пирамида, пожалуй, наиболее сложная и интересная игра. Своего рода это бильярдные шахматы. В классической пирамиде счет ведется не на шары, а на очки. Цифра на каждом шаре определяет его стоимость при забивании. Игра ведется до 71 очка, а правила игры весьма своеобразны и отличаются от всех других игр в русскую пирамиду. В качестве битка используется один шар (отличающийся по цвету), а забивать нужно только прицельные (чужие) шары. За упавший в лузу биток на игрока налагается штраф, а соперник получает бонус.

  • Расстановка шаров на столе
 Пирамида шаров перед игрой устанавливается с вершиной на задней отметке стола, шары при этом ставятся в определенном порядке:
          - 1-й ряд - 4;
          - 2-й ряд - 5, 6;
          - 3-й ряд - 7, 15, 8;
          - 4-й ряд - 9, 14, 13, 10;
          - 5-й ряд - 2, 1, 12, 11, 3.
     Биток располагается в любой точке дома.
  • Право первого удара

     Право первого удара разыгрывается игроками по установленной схеме: игроки выполняют удар по битку от короткого борта так, чтобы биток отразился от дальнего борта и вернулся на половину стола, где стоят игроки. Чей биток будет ближе к короткому борту, тот получает право выполнить первый удар.

Расстановка шаров на столе - Классическая пирамида
 
   
  • При разбитии пирамиды
     При разбитии пирамиды, по сути, отпадает правильность разбивания при забитом шаре. Поскольку свой шар играть запрещается, а забить с кия чужой шар практически невозможно. Поэтому в классической пирамиде большое внимание уделяется соблюдению таких правил, как: касание тремя шарами как минимум бортов или касание бортов двумя шарами и пересечением центральной линии одним из шаров. По аналогии с другими видами пирамиды при ошибочном разбитии соперник решает - продолжать игру или заново разбить пирамиду.
  • Счет
     Каждый забитый прицельный шар приносит игроку количество очков, равное номеру шара. Сыгранная единица (туз) приносит одиннадцать очков. Общая сумма очков на столе – 130. К последнему прицельному шару на столе независимо от его номера плюсуется еще 10 очков. Игра идет на заказ, то есть перед ударом игрок четко и ясно указывает прицельный шар и лузу, в которую он будет играть. Заказ адресуется судье игры и может быть изменен или объявлен заново до удара. Если заказанный шар сыгран правильно, то другие случайно упавшие в лузы шары также засчитываются. Если забивается незаказанный шар, то он выставляется обратно на поле и игра продолжается. Когда биток падает в лузу или вылетает со стола, на игрока налагается штраф, после которого соперник проводит штрафной удар с руки из дома. За каждое нарушение правил нарушитель штрафуется на 5 очков, а к счету противника добавляется 5 очков. Если к концу игры оба игрока набирают по 70 очков, то последний забитый шар выставляется на заднюю отметку и игра ведется до забитого шара или штрафа. Причем право на удар определяется розыгрышем заново.
     Все удары, кроме первого, должны производиться с учетом всех требований, предъявляемых к правильно выполненным ударам.
  • Отыгрыш
     В случае, если заказанный прицельный шар не был забит, проверяется правильность выполнения удара или отыгрыша. В результате правильного удара один из шаров должен последовательно коснуться борта, а затем другого борта, либо шара, стоящего вплотную к борту. Допускается вариант, когда шар направляет другой шар на соприкосновение с бортом, либо пересечение шаром центральной линии стола, или же если шар перекатывает через центральную линию другой шар. Если удар проводится таким образом, что шар априори пересекает центральную линию стола, то после пересечения линии шар должен либо сам коснуться борта (или шара, стоящего вплотную к борту), либо сподвигнуть другой шар на соприкосновение с бортом. В противном случае на нарушителя налагается штраф. Решением организаторов строгое соблюдение всех правил правильности удара может быть отменено при проведении турниров среди ветеранов.
  • Штраф
     Кроме этого в классической пирамиде действуют общие правила для русской пирамиды когда накладывается штраф:
     - биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров на поле;
     - неправильный начальный удар;
     - следующий удар начат игроком до завершения предыдущего;
     - неправильный удар кием по битку (удар производится только наклейкой кия);
     - нанесение удара по битку с отрывом обеих ног от пола (как минимум одна нога должна касаться пола);
     - при запрещенном касании шаров;
     - двойной удар;
     - пропих (намеренное затягиване контакта наклейки кия с битком вплоть до соприкосновения битка с прицельным шаром. (В случае, когда биток стоит вплотную к прицельному шару для избежания пропиха необходимо произвести удар так, чтобы биток не «пошел» следом за прицельным шаром, либо провести удар под углом не менее 45 градусов к линии центров обоих шаров);
     - неправильно завершенный удар;
     - выскакивание битка или любого прицельного шара за борт;
     - затягивание игры;
     - вмешательство в игру соперника.
      Примечание. Неправильно сыгранные или вылетевшие шары выставляются на игровое поле согласно правилам выставления: шары выставляются на линию от задней отметки до короткого борта. При этом выставленный шар может быть сыгран в качестве прицельного.