slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3

Устройство шара

Устройство шара для боулинга
   
  Идеальная форма шара для боулинга может создать ошибочное представление о его однородной структуре. Современный профессиональный шар состоит из двух основных частей: ядра и покрытия.
 
  Ядро обычного шара (того, что
предлагается в клубах на прокат и называется поэтому хауз-бол) - это сфера, выполненная целиком из однородного материала. В ядро же спортивных шаров включается весовой блок (weight block) и окружающая его заливка, образующая сферу. Весовой блок может состоять из нескольких частей и иметь самые разнообразные формы, в зависимости от замысла производителей и назначения шара. Именно наличие в ядре весового блока позволяет существенно повлиять на траекторию движения шара.

  Покрытие ядра - второй по важности для определения назначения шара фактор. В зависимости от материала покрытия новейшей истории боулинга известны каучуковые, пластиковые, уретановые, реактивные и проактивне шары.

  • Каучуковое покрытие было единственным до 1959 г. Деревянные дорожки мягче современных полимерных, и жесткий каучуковй шар обладал на них хорошей энергией и легко контролировался. Сейчас купить новый каучуковый шар практически невозможно.
  • Пластик (полиэстр) появился в 1959 г. как реакция на развитие технологии покрытия дорожек. Пластиковые шары привлекали разнообразием цвета и относительной дешевизной. Такие шары легко контролируются на дорожке любой жесткости и с любым рисунком масла. Поэтому пластмассовые шары идеальны для начинающих игроков, и именно они до сих пор выполняют функцию хауз-болов. При этом "пластик" обязательно входит в арсенал опытных спортсменов для выполнения прямых ударов "спэа" для добивания кегель вторым броском.
  • Уретан в качестве покрытия шаров был впервые представлен в 1981 г. Этот материал более жесткий, прочный и износостойкий. Шары с уретановым покрытием способны закручиваться быстрее, чем каучуковые или пластиковые. Они обеспечивают хорошее сцепление на масле и достаточное трение в сухой зоне. Уретан лекго обрабатывается, что предоставляет игрокам широкие возможности индивидуальной оптимизации шара.
  • Реактивные шары впервые появились в 1991 г. Покрытие этих шаров сделано из сложных композитных материалов с общим названием "реактивная резина", которая обеспечивает мощную реакцию в конце дорожки. Реактивные шары требуют от игрока определенных навыков, поскольку нуждаются в стабильном контроле, поэтому обычно не рекомендуются новичкам. При правильном использовании эти шары обеспечивают высокие результаты., но к сожалению, они недолговечны - 5500 бросков достаточно для сильного впитывания масла с дорожки в реактивное покрытие и потери качеств.
  • Проактивные шары - пока последнее слово в технологии покрытия шара для боулинга. Они делаются на базе реактивыных, но с добавлением на поверхность тончайшего слоя (3-4 молекулы) из специального материала, который активно взаимодействует с поверхностью дорожки в процессе движения шара. Эта технология получила название "particle technology". Она обеспечивает еще более мощную реакцию шара, но и требует от игрока еще большего опыта владения техникой. Проактивные и реактивные шары - самые дорогие и недолговечные, но самые "результативные". Сегодня все профессионалы используют эти шары для первого броска.
  Требования, предъявляемые к шарам для игры в 10-кегельный боулинг систематизированы и унифицированы. Шар должен быть сделан из неметаллического материала без внутренних пустот и соответствовать принятым стандартам по весу, размерам и балансу. Длина окружности шара должна быть не больше 68,58 см, и не меньше 67,82 см. Максимально допустимый вес шара - 7,264 кг (16 фунтов). Ограничений по минимальному весу шара не существует. Диаметр шара должен быть постоянным по всем осям. Поверхность шара должна быть ровной и гладкой, без каких-либо углублений, за исключением отверстий для захвата шара и фабричных знаков маркировки. Для декоративных целей производителям разрешается использовать мельчайшие рефлексивные частицы при условии, что они равномерно распределены под прозрачным покрытием на глубине по крайней мере 5 мм от поверхности, а их общий вес не превышает 14,17 г. Поверхностная твердость шара для боулинга не должна быть меньше 72 D. Игрок не должен помещать на внешнюю поверхность шара никакой дополнительный материал, кроме знаков отличия или знаков для наблюдения за движением шара, при условии, что эти знаки плоско расположены на внешней поверхности шара.
  Добавление металла или любого другого вещества, отличного от материала, использованного производителем, запрещено, а список химических средств, разрешенных для обработки поверхности шара, строго регламентирован.
   
Динамические характеристики шара для боулинга
 

  Динамические характеристики шара - это заявленнные производителем возможности шара, выраженные в условных унифицированных и систематизированных параметрах. Наиболее важными из них для понимания при выборе шара являются следующие:
 
  Флэа-потенциал (Flare Potential) - перемещение угла первоначальной оси вращения (в момент, когда игрок отпускает шар) к углу оси вращения в заключительный момент движения шара по дорожке (в момент соприкосновения с кеглями). О величине флеа можно судить по масляному следу на поверхности шара после броска. Шар, совершающий вращение вокруг одной постоянной оси, не имеет никакого флэа потенциала. В таком случае след от масла представляет одно замкнутое кольцо. При положительном значении флеа-потенциала след от масла имеет вид спирали, а его величина - это максимальное расстояние перемещения оси шара, при условии броска с максимальной силой. Игрок не всегда может полностью использовать потенциал флеа. Большая величина флэа-потенциала означает, что шар на каждом последующем вращении касается дорожки новой, сухой поверхностью. На намазанной части дорожки это не сильно влияет на движение шара, но в сухой зоне сухие поверхности шара соприкасаются с сухой поверхностью дорожки, что увеличивает коэффициент трения и приводит к раннему и более длинному (не ярко выраженному) хуку. Напротив, при меньшем значении флэа-потенциала шар заходит на сухую зону испачканной в масле поверхностью, трение уменьшается и происходит дальнейшее качение, в результате чего хук наступает позднее и становится более определенным. Флэа-потенциал также показывает, какие шары лучше подойдут для сильно намазанных дорожек (флеа потенциал больше), а какие - для более сухих (флеа потенциал меньше).
 
  РГ (RG) - Радиус гирации показывает, насколько быстро шар начинает вращаться после того, как игрок его отпускает. Шар с большим РГ на сухих дорожках дольше сохраняет энергию и начинает закручиваться позднее. Шар с маленьким РГ на сильно намазанных дорожках закручивается быстро, причем его траектория представляет собой более плавную дугу. Для измерения РГ шара используют три оси. Ось Z проходит через точку PIN - точку на поверхности шара, которая обозначается цветом, отличным от цвета покрытия, и указывает на осевое направление внутреннего весового блока. Ось Х находится на расстоянии 6,75 дюймов от пина и проходит через центр тяжести (эту точку производители шаров также отдельно обозначают на поверхности шара). Ось Y равноудалена на расстояние 6,75 дюймов от осей Х и Z. Несмотря на то, что все шары одного веса имеют одинаковый размер, конструкция у всех шаров различна. У некоторых одно ядро и одно покрытие, у других - ядро и покрытие состоят из двух , трех и более частей. Каждый из материалов, используемых в производстве ядер, имеет определенную плотность (отношение веса к единице объема). Например, цирмонит (используемый в шарах Columbia) имеет большую плотность, чем висмут-графит (в шарах Brunswick), который, в свою очередь, по плотности превосходит обожженную керамику в других шарах от Columbia и Track. При этом у всех шаров есть одна общая характеристика - расстояние, на котором находится вес шара от оси его вращения. Это расстояние и есть радиус гирации (РГ). Значение РГ рассчитывается как квадратный корень из отношения момента инерции шара к его массе. Рассмотрим для примера шар с максимальным радиусом - 4,2975 дюймов. Теоретически, величина РГ может изменяться от величины, близкой к нулю (если ядро сделано из ультра-плотных материалов, а покрытие - из материалов наименьшей плотности) до чуть менее 4, 2975 дюймов (если ультра-плотные материалы использованы для покрытия, а в центре шара - легкий пенообразный материал). В первом случае тяжесть шара смещена к центру, во втором - к поверхности. Проблема в том, что, если бы величина РГ не была ограничена, разница в движении шаров была бы огромна. Первый шар закрутится сразу же и скатится в желоб, второй прокатится по всей длине дорожки и не закрутится никогда. Чтобы стандартизировать характеристики движения шара уже на стадии производства, ABC/WIBC ввел минимальную и максимальную допустимые величины РГ. Минимум РГ - 2,430 дюймов, максимум - 2,800 дюймов. Это означает, что каждый шар должен двигаться так, чтобы его вес вращался в пределах 2,430 - 2,800 дюймов от оси. Поскольку диапазон возможных величин РГ - от 0 до 4,2975 дюймов, практически все шары попадают в разряд шаров со средним РГ. Поэтому, когда говорят о шарах с маленьким, средним или большим РГ, имеется в виду показатель в пределах разрешенных средних величин РГ (2,430 - 2,800 дюймов), а именно:- маленький РГ = 2,430 - 2,540 дюймов, средний РГ = 2,541 - 2,690 дюймов, большой РГ = 2,691 - 2,800 дюймов. Естественно, по законам математики и динамики границы маленького, среднего и большого РГ для шаров с большим флэа-потенциалом немного больше. Что показывает РГ? Как и все в боулинге, отдельно взятая величина РГ сама по себе может сказать немного. Это индикатор длины. На поведении шаров это сказывается так: шары с маленьким РГ закручиваются легче и быстрее, т.к. их вес расположен относительно близко к центру шара и раньше заходят на хук; шары со средним РГ немного труднее закрутить (требуется приложить больше сил), и в большинстве случаев шар катится по дорожке дальше, затем закручивается и переходит к хуку позднее, чем шар с маленьким РГ; шары с большим РГ закручиваются труднее всего, так как их вес сконцентрирован далеко от центра, катятся по дорожке дальше, закручиваются гораздо позднее и уходят на хук позже шаров других типов.
 
  Дифференциал (Differential) - разница между самым большим и самым маленьким РГ для данного шара, которая зависит от его веса. Рассчитайте наибольший РГ, вычтите из него наименьший РГ, и получите дифференциал. ABC/WIBC установил стандарт для максимального дифференциала - 0,080. Минимального стандарта не существует. Что показывает дифференциал? Это показатель, тесно связанный с флэа-потенциалом шара. Шары с дифференциалом 0,01-0,02 обладают меньшим флэа-потенциалом, 0,03 - 0,04 - средним, а 0,05 - 0,08 - большим флэа-потенциалом. Также дифференциал указывает на то, насколько разное расположение отверстий для пальцев может повлиять на длину движения шара. Шары с маленьким дифференциалом могут при различном сверлении демонстрировать небольшую разницу в длине (40-80 см), а разница в длине движения шаров с очень большим дифференциалом может превосходить 3 м.
 
  Хук (Hook) - это резкий поворот в движении шара справа налево (для правшей). Для игрока большого значения не имеет, как и для выбора шара. Почему же эту характеристику включают во все таблицы? Потому что многие игроки верят, что хук означает "только страйки". Величина хука просто указывает, сколько досок дорожки в среднем может пересечь определенный шар при правильном броске на основании всех вышеизложенных характеристик. Заметим, это весьма приблизительное, неточное число. Оно не скажет, где и почему шар заходит на хук, что гораздо важнее. Само по себе значение "хук" - бесполезная информация.
 
  Длина (Length) - величина, которая показывает, как далеко шар прокатится по дорожке, прежде чем перейти к хуку. Она не включает поправку на скольжение (зависит от типа намазки дорожки) или на дополнительную обработку поверхности шара (матирование или полировка). Различные производители используют собственную шкалу измерения этой величины (обычно от 1 до 10 или от 1 до 20).
 
  Бэкэнд (Backend/Backends) - характеристика, имеющая 2 значения. Во-первых, это - задняя часть дорожки, непосредственно перед кеглями, на которой должен произойти хук. Упоминается также как "сухая зона", т.е. часть дорожки, не покрытая маслом. Во-вторых, как динамическая характеристика шара, - угол или степень хука на брейк-пойнте (точка резкого изменения траектории). Заметим, что брейк-пойнт может наступить на любом удалении от начала дорожки и необязательно на сухой зоне. Динамическая характеристика шара "бэкэнд" показывает не место, где шар заходит на хук, а величину угла хука. Обычно измеряется по шкале от 1 до 10. Это условные цифры, используемые исключительно для целей сравнения.